ТАТЬЯНА ЯНКОВСКАЯ
«Детство и отрочество в Гиперборейске, или В поисках утраченного пространства и времени»
Издательство «Время», Москва 2012
Серия "Время читать!"
ISBN 978-5-9691-0722-9
70x108/32, 288 страниц
http://books.vremya.ru/books/1998-tatyana-yankovskayadetstvo-i-otrochestvo-v-giperboreyske-ili-v-poiskah-utrachennogo-prostranstva-i-vremeni.html
Тема повести – драма и радость детства, соблазны и разочарования, дружбы и влюбленности, ежедневные маленькие открытия, которые определяют судьбу и характер. Эпизоды складываются в мозаику, побуждая читателя дополнить картину собственным опытом. В текст включены отрывки из дневников автора, которые помогают воссоздать атмосферу 1950-60х годов и почувствовать связь настоящего с прошлым.
КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ В МАГАЗИНАХ:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/7565856/
Московский Дом Книги http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=723178
Буквоед СПб http://www.bookvoed.ru/item841795.html
Библио-глобус США http://www.biblio-globus.us/description.aspx?product_no=9750763
Книжный магазин №21 в Нью-Йорке www.russianbookstore21.com,
тел. 212-924-5477
http://www.setbook.us/books/1246840.html?PHPSESSID=3s1a2oftfc85mpii411rkr4hb1
Москва http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=600483
http://read.ru/author/155039/
Лабиринт http://www.labirint.ru/books/316460/
и многих других, а также у автора, написав по электронному адресу ytatyana@optonline.net.
Татьяна Янковская, талантливый прозаик и блистательный публицист, написала книгу о детстве и отрочестве девочки в стране, которой нет, в метафорическом городе Гиперборейске, на месте которого увеличивается в своих размерах котлован. Здесь нет никаких литературных изысков. Здесь правда, одна только правда. Получился впечатляющий литературный документ.
Александр Ольшанский, писатель, Москва
"Может быть, мы еще научимся видеть ушедшее время таким, каким оно было, и тем самым не дадим нашему прошлому исчезнуть бесследно", - пишет в предисловии к своей повести Татьяна Янковская. Как читатель и современница автора могу с уверенностью сказать, что это волшебное видение сквозь годы Янковской чудесным образом удалось. Повествование от лица взрослеющей девочки - подростка - девушки буквально дышит эпохой 50-60-х годов прошлого века, со всеми ее до боли знакомыми грустно-смешными деталями. Восхищаюсь уникальной памятью и талантом рассказчицы Татьяны Янковской, которая создала своеобразную, захватывающую сюжетно энциклопедию двух десятилетий советской эпохи, свободную от суждений и осуждений с так называемой высоты нашего времени.
Елена Литинская, литератор, США
Талантливая проза Татьяны Янковской интересна и увлекательна, иронична и насыщена изящным юмором. Начав читать ее, уже трудно оторваться. Не зря на международном литературном фестивале «Славянские традиции» рассказы Татьяны Янковской были признаны одними из лучших, а сама она стала лауреатом этого фестиваля.
Владимир Спектор, поэт, Украина
ОТ АВТОРА
Когда моя дочь училась в первом классе, им задали в школе нарисовать свою комнату. Наташа нарисовала ее простым карандашом в альбоме для рисования и показала мне. Это был вид комнаты от входной двери, в глубине ее было окно. Все было на своем месте – это был очень хороший для первоклассницы рисунок! – но каждый предмет был изображен таким, каким его видела Наташа, когда им пользовалась. Так, настольная лампа была изображена снизу, как она ее видела, когда учила уроки. Под кроватью был нарисован ящик с игрушками, хотя от двери его не было видно, но Наташа всегда видела его, когда подходила к кровати. Письменный стол был изображен с той стороны, где она сидела, тогда как от двери была видна противоположная, застекленная половина с книжной полкой. Я подвела Наташу к двери и показала, что оттуда все выглядит не совсем так. Рассказала про закон перспективы. И предложила ей исправить рисунок – стереть то, что неправильно, и нарисовать по правилам. И ребенок стер и нарисовал «правильно», в соответствии со взрослым видением и законами перспективы. До сих пор я чувствую себя преступницей, когда думаю об этом своем вмешательстве. Чудесный рисунок, запечатлевший мир, увиденный глазами ребенка, был навсегда утерян! И всегда ли закон – перспективы или любой другой – прав, заставляя нас изображать то, что мы видим, по установленным кем-то правилам? Я вижу, как усердно стирают ластиком многое, что реально существовало во времена моего детства, и рисуют взамен другое, с позиций сегодняшней перспективы, которая завтра может быть заменена другой. Черное часто становится белым, белое черным, красное серо-буро-малиновым в крапинку. А иногда столь усердно трут резинкой, что бумага протирается до дыр, и исчезает часть обстановки, в которой мы выросли. И когда я нашла свои старые школьные дневники, мне показалось интересным рассказать о том времени так, как это виделось тогда, забыв о том, что положено говорить сегодня. Хотя записи немногочисленны и нерегулярны, в них запечатлено время без ретуши и без патины, что помогало не соврать и не сфальшивить.
Эта книга не автобиографическая, ведь такой дневник могли вести в те годы многие девочки. Ничего в нем нет необыкновенного, это не дневник вундеркинда Али Эфрон, дочери гениальной Марины. А то, что не вошло в дневник, я тоже старалась не замутить сегодняшним восприятием, не смотреть ни сквозь розовые, ни сквозь черные очки. Это не только мой опыт, но и моих близких и друзей, которые росли в то время, которое, удаляясь, порой уносит с собой и пространство, в котором протекала наша жизнь. Так, город на Урале, где я жила в школьные годы, «стоящий на калийных копях, в буквальном смысле уходит из-под ног. Образовался огромный провал... гигантская воронка, которая продолжает увеличиваться в размерах». Так пишут в газетах. «В зону возможного проседания грунта попали 29 жилых домов, две школы, два детских сада и участок железной дороги». Среди них мой дом, мой детский сад, обе школы, где я училась. Там теперь никто не живет, не учится, не бегает по улицам. Они пусты. Разрушен Дворец культуры, в котором кипела жизнь, с которым связано столько воспоминаний. Земля, по которой я ходила тринадцать лет, исчезает, как древняя северная страна Гиперборея, которая, согласно легенде, могла находиться и в районе Уральских гор. Как писал древний историк, за этими «горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами... Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Эта книга посвящается городу моего детства, моим старым товарищам и учителям, которые, казалось, потерялись навсегда, а теперь иногда возвращаются благодаря интернету, дедушке, который был арестован и бесследно исчез задолго до моего рождения и которого я подарила своей героине. Может быть, мы еще научимся видеть ушедшее время таким, каким оно было, и тем самым не дадим нашему прошлому исчезнуть бесследно. Ведь у человека и народа без прошлого не может быть и будущего. Недавно ушедшая из жизни Ольга Бешенковская, может быть, лучшая из «котельных поэтов», отвергшая сначала доперестроечную несвободу, а потом перестроечный карьеризм и лицемерие «халявного рая» эмиграции, писала, что «если бы каждый из нас вгляделся в себя не под сиюминутным углом честности, в обществе бы не было такой конфронтации. Ибо все мы жили в этой стране и этом времени».
|